17 января 2019, четверг
Областные новости
16.01.2019
В регионе 4 февраля откроется XIV Книжный фестиваль «Открытый мир библиотек», который будет посвящен двум значимым датам – Году театра в России и 80-летию Пензенской области.
16.01.2019
В Пензенской области завершился муниципальный этап Интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» - первый тур отбора участников в рамках проведения Интеллектуальной олимпиады Приволжского федерального округа среди школьников-2019.

За мнения, высказанные в комментариях к материалам, редакция ответственности не несёт

Социальная сфера

14.01.2019

Старожилы села Дубасово Вадинского района делятся секретами

Николай Семёнович родился в 1932 году. В семь лет, как и полагается, пошёл в школу. Он хорошо помнит, как жилось тогда в деревне. На колхозных полях работала техника, присланная из Рахмановской МТС (машинно-тракторной станции). Тракторы пахали и засевали землю. Комбайны обмолачивали зерно. Автомашины перевозили его и другие грузы.

  Соседи Николай и Вячеслав Зуевы.

Но после того, как Коля закончил второй класс, грянула война. Его отец работал счетоводом в колхозе. Там был радиоприёмник. По нему передали, что Германия напала на нашу Родину. Сразу же начали забирать всех мужчин на фронт. Улицы села огласились рыданиями женщин. Оставляли только стариков и инвалидов. С колхозного двора угнали всех лошадей. Кончилось детство мальчишек и девчонок…

Убавилось число тракторов в МТС. Потому что много техники было направлено в войска. На оставшейся трактористами и комбайнёрами работали женщины. Николаю довелось трудиться прицепщиком-плугочистом. Техника тогда была несовершенная и дополнительно требовала много ручного труда. Плуги надо было то и дело отцеплять от трактора и прицеплять к нему, а лемеха – очищать от налипавшейся почвы. Работали и днём, и ночью.

Тракторы производства Сталинградского и Харьковского заводов были без кабин, с круглыми железными сиденьями. Такие же сиденья были и на плугах. Трактористами, как помнит Николай Семёнович, в Дубасове работали женщины из соседнего населённого пункта – деревни Старой Петровки. А на плугах, в основном, были подростки.

  На тракторах во время войны работали женщины (фото с сайта yandex.ru/images).

В Вадинском районе в то время было три МТС. Станции работали также в Вадинске и Большой Луке. Рахмановская МТС обслуживала ещё ключёвские, коповские и котельские поля. Техники не хватало, поэтому пахали землю и на быках, и коровах. Н. С. Зуев помнит, как он вместе с матерью и женой дяди, который был офицером и воевал, работал на колхозных полях. Пахали на своей корове, возили снопы колосьев в ригу и т. д. Коля стоял на возу, а женщины вилами подавали. Огород возле дома вскапывали лопатами.

Возделывались такие культуры, как рожь, просо, чечевицу и горох. Пшеницы тогда не было. Косили вручную косами и серпами, обмолачивали цепами. Но были тогда и молотилки, называемые сложками, которые приводились в действие тракторами за счёт ремённой передачи. Во время жатвы колосья вместе с соломой складывали в скирды. Затем осенью, когда всё скашивалось, начинали молотить. До зимы эту работу завершить не удавалось, особенно тогда, когда погода была дождливой. В зимние месяцы обмолот было осуществлять труднее. Дело осложнялось не только морозами, но и тем, что для перемещения молотильного агрегата от одной скирды до другой требовалось прокапывать лопатами дорогу в снегу. Хорошо ещё, что во время жатвы предусмотрительно старались складывать стога по возможности ближе друг к другу.

Николаю Зуеву запомнилось, что на тракторе, который приводил в действие «сложку», работал в то время житель деревни Артамас Яков Петрович Карпухин. На отдельных трактористов в то время накладывалась бронь, и их на фронт не призывали.

Полученный урожай засыпали в склад, в качестве которого использовалось деревянное здание церкви. Всё заготовленное зерно сдавалось государству. Коле Зуеву, едва перешагнувшему десятилетний возраст, приходилось выполнять и работу грузчика в поездках на элеватор на станцию Торбеево, что в Мордовии. Зерно возили на машинах «Полуторках». Жизнь шла под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы!» Колхозникам ничего не давали.

Люди питались тем, что выращивали и заготавливали дома на небольших огородах. Хлеб состоял в основном из лебеды и картошки. Ржаной муки хватало лишь, чтобы сделать закваску для теста. Молока от измождённых тяжёлой работой коров получали мало. К тому же, сливки снимались – из них готовилось масло и сдавалось тоже государству.

Дети работали, но не бросали учёбу в школе. Учебники у них были старые. Вместо тетрадей использовались газеты, сохранившиеся с довоенной поры. Коля Зуев закончил Дубасовскую начальную школу и получил образование 4 класса.

После войны продолжал работать в колхозе. На его глазах происходило внедрение механизации в сельское хозяйство. О нынешней технике тогда ещё не могло быть никакого представления. Н. С. Зуев хорошо помнит и такое орудие труда, как конная косилка-«лобогрейка». Механизм был на железных колёсах, от которых при движении по полю приводился в действие режущий аппарат. На косилке работали два человека. Один управлял лошадьми, другой вилами сбрасывал солому с колосьями с агрегата в рядки. Работа не из лёгких. Поэтому простейшая жатвенная машина и получила в народе название «лобогрейка».

  Молотильный агрегат 1930-40-х годов в действии (фото с сайта yandex.ru/images).

С 1951 по 1954 гг. Николай Семёнович служил в армии. В Мурманске строил дорогу. По возвращении домой окончил курсы водителей в Большой Луке, получил права и всю жизнь, до пенсии, шоферил. Сначала возил на легковой машине председателя колхоза В. И. Лепёшкина. Затем работал на грузовых газонах (ГАЗ-51, ГАЗ-52). А последние 17 лет – на ЗИЛ-130. Этот самосвал с «круглым» кузовом он получил не новым, а из рук опытного и бережливого рахмановского водителя М. С. Бушова. Михаил Семёнович проработал на машине 13 лет и, несмотря на то, что возил грузы с прицепом, передал самосвал Николаю Семёновичу в хорошем состоянии. Этим самым подтверждена истина, что техника выходит из строя не потому, что много работает, а потому, что её ломают, то есть неправильно эксплуатируют, не берегут. Неслучайно М. С. Бушов за хорошую работу дважды награждён орденами Трудового Красного Знамени.

Н. С. Зуев проработал водителем до развала совхоза и в 1992 году ушёл на пенсию в возрасте 60 лет. Машину он сдал в рабочем состоянии, несмотря на то, что ей было 30 лет. Долголетие техники можно объяснить всё тем же. Её надо грамотно, бережливо и умело эксплуатировать. Говоря словами курганского народного академика Терентия Семёновича Мальцева: «Надо знать, уметь, желать и действовать».

Н. С. Зуев в своей жизни всегда строго придерживался и теперь ведёт здоровый образ жизни. Не курит, не пьёт. В рейс всегда выходил в хорошем состоянии тела и духа. За четыре десятилетия работы водителем не допустил ни одной аварии. По его мнению, надо не только соблюдать правила дорожного движения, но и быть готовым к тому, что ДТП может спровоцировать другой водитель или пешеход – это является непременным условием долголетия не только техники, но и человека на ней работающего.

По поводу оценки труда Николая Семёновича в сельском хозяйстве следует сказать, что она более чем скромна. Он имеет лишь звание «Ветеран труда». А жаль! Ведь на таких, как Н. С. Зуев, всегда держалась и ныне существует Россия. Такие люди заслуживают большей благодарности.

Старожилы Дубасова ведут разговор о долголетии человека и техники.

Хочется отметить ещё, что Н. С. Зуев хороший семьянин. Вместе с женой Верой Григорьевной, которая работала учителем начальных классов, он воспитал двоих детей – дочь Наталию и сына Владимира.

 

Виктор СМИРНОВ

 

Оставить комментарий