17 декабря 2018, понедельник
Областные новости
10.12.2018
Иван Белозерцев распорядился представить планы массовых праздничных мероприятий, которые будут проводиться в декабре-январе на территориях городов и районов, в ходе оперативного совещания в правительстве Пензенской области в понедельник, 10 декабря 2018 года.
10.12.2018
С начала 2018 года в Пензенской области 2010 семей получили новую ежемесячную выплату при рождении (усыновлении) первого ребёнка до достижения им возраста 1,5 лет.

За мнения, высказанные в комментариях к материалам, редакция ответственности не несёт

Социальная сфера

10.10.2018

У ВАДИНСКОГО ПЕДАГОГА ЖУКОВОЙ ВСЁ ЧЁТКО

Л. В. Жукова.

 

Почему ученики, несмотря на строгость, не обижаются на Л. В. Жукову? И в чём секрет их успешной подготовки к ОГЭ по географии?
Лариса Владимировна Жукова (в девичестве Кистина) – учитель в третьем поколении. Её педстаж приближается к четверти века. Пятнадцатый год она – завуч.
Стать или не стать педагогом – выбора, говорит учитель МБОУ ООШ с. Вадинск, не было. Династия. Учительствовали в начальных классах дедушка с бабушкой Рожины – Михаил Григорьевич и Ксения Тимофеевна. Мама Тамара Михайловна по стопам родителей тоже стала педагогом, она – учитель физики и математики.
…Жили в Коповке. Детского сада там не было, и Лариса со старшей сестрой Светой (примечание: они погодки) постоянно находились в школе. Вместе, в один класс, пошли и учиться. Когда сёстрам было 10 и 11 лет, семья переехала в село Кижеватово Бессоновского района.
Вместе после 9 класса девчата поступили в Городищенское педучилище. А разошлись их пути волею судьбы по окончании учёбы. В Кижеватовской школе было только 1 вакантное место. На семейном совете решили, что займёт его и останется с мамой Светлана.
А Ларису Владимировну взял на работу в Вадинскую основную школу директор С. С. Лёвин. Вернулась в родной край она в середине непростых 90-х. К трудовой деятельности приступила 15 августа 1994-го.
– Я планировала поработать здесь год, а потом, думала, перееду в Пензу, – вспоминает Л. В. Жукова. – Мама занялась поисками работы, и работу нашли. Но не стало деда, и бабушка попросила остаться ещё на год.
Однако за второй год многое изменилось. Лариса Владимировна встретила в школе же пришедшего работать учителем физики и математики своего будущего супруга Олега Геннадьевича Жукова. Создали, говорит, семью. Построили дом. Родили сына. Когда первенцу исполнился год, учитель начальных классов Л. В. Жукова поступила в педуниверситет, на заочное отделение.
– Я всегда знала, что у меня будет высшее образование, – говорит Лариса Владимировна. – Предстояло лишь определиться со специализацией. Школе требовались географ и историк – именно этих предметников не было.
Выбор пал на географию. Двумя годами раньше на естественно-географический факультет поступила старшая сестра. Младшая последовала её примеру.
– Я полюбила географию во время учёбы в вузе, – признаётся Л. В. Жукова.
И она, и сестра – педагоги. Обе преподают в школе географию и биологию. Обмениваются опытом и наработками, в том числе, по подготовке учеников к сдаче государственных экзаменов.
Текущий учебный год в практике Ларисы Владимировны по сдаче ОГЭ станет четвёртым. Причём, каждый год она ставит для себя новую цель, поднимает сама себе планку.
– Первый год думала: «Лишь бы сдали (примечание: сдавали 17 человек из 21)», – поясняет педагог. – Второй (сдавали 9 из 10) – 50% учеников должны были получить оценку «хорошо».
На третий год у педагога Жуковой из 12-ти (это, к слову, весь класс) сдававших 1 тройка, 7 четвёрок и 4 пятёрки. Выпускник основной Антон Данильченко в 2018-м набрал максимальное число баллов – 32, выйдя с экзамена самым первым, через 50 минут от начала испытания.
– Правда, бальзам на душу?
– Да, конечно!
– А запрыгать от радости можете?
– Могу! А я и прыгала. Правда!
В 2018-2019 учебном году сдавать географию в основной школе будут 14 выпускников из 16.
– Постараюсь не сдавать позиций, – твёрдо решила педагог. – А как добиться результата? В первую очередь, должна быть чёткость в преподавании предмета. Во-вторых, я люблю детей, но строга с ними. Несмотря на это, на требовательность, ученики обязательно должны чувствовать, что учитель их любит, причём, каждый – независимо от того, как он учится, на пятёрки или на тройки. Для педагога важно доверие и со стороны родителей, и со стороны воспитанников. В процессе обучения бывает всякое – и обиды. Но когда есть результат, всё забывается. Остаётся благодарность.
– Вас сравнивают с учителем советской поры.
– Я согласна. Образование в СССР было на высоком уровне. И самое важное, что я, думаю, взяла оттуда – детям надо давать самое главное из учебного материала и добиваться, чтобы каждый ребёнок его усвоил. Как наши советские педагоги, если ученик не понял что-то, я оставляю его после уроков или на перемене и объясняю ещё раз.
– Если ученик всё же не выучил, не готов к уроку?
– Важно выяснить – почему. Если он и после повторного объяснения говорит, что не готов, а причины нет, последует наказание. Это в нашей школе неудовлетворительная оценка. Но здесь важен индивидуальный подход – я знаю, кого-то двойка подхлестнёт, и ученик даже будет благодарен за неё, а кому-то её ставить нельзя вообще. Здесь, кстати, обязателен и такой момент: все оценки должны комментироваться. Если учитель правильно объяснил, за что поставил 3 или 2, обиды никогда не будет.
Разговоры на занятиях только по делу, только на тему того, что касается урока – это тоже принципиально важно для педагога Жуковой.
…Урок в 6 классе. Всё чётко, строго, «по полочкам». И это не потому, что на географию пришли кадеты. Так на уроке в любом классе. Всё чётко. На географии не уснёшь. Даже зевнуть не успеешь. Во-первых, интересно. Во-вторых, каждый ученик максимально задействован в учебном процессе.
И, кажется, ни один мускул не дрогнет на лице учителя. С виду всегда невозмутимая Лариса Владимировна признаётся:
– Эталоном для меня стал дед, весьма интеллигентный, никогда не повышавший голоса. Я думала, что все учителя-мужчины должны быть только такими.
Мужчина – педагог или женщина, важно не упустить ничего. И не только по методике преподавания предмета. Вовремя подбодрить   ученика, а где-то приструнить, подстегнуть словом, в том числе за неопрятный внешний вид или нерасторопность. А в конце урока обязательно всё же похвалить, даже если кто-то немножко «поплавал» у карты или у доски:
– Вы меня порадовали сегодня.
Урок окончен. Учебный процесс продолжается. У Жуковой всё чётко.

Алла ЯКОВЛЕВА

Оставить комментарий