18 ноября 2017, суббота
Областные новости
17.11.2017
Благотворительный фонд «Общественный институт социальной стратегии и тактики», учрежденный МГУ имени М.В. Ломоносова и Союзом писателей Москвы объявляет о начале VIII Всероссийского конкурса региональных СМИ «Панацея».

За мнения, высказанные в комментариях к материалам, редакция ответственности не несёт

Виртуальный музей газеты "Вадинские вести"

07.11.2017

Для вадинцев транспорт был надёжным

Воздушное сообщение для жителей нашего района полвека назад являлось острой необходимостью, потому что автодороги с асфальтовым покрытием до Кувак-Никольска, где ныне проходит трасса М5, не было. А по грунтовой проехать можно было лишь тёплой сухой порой. Возле деревни Маркино, сёл Ягановка и Кармалейка, кроме того, трудно преодолимые препятствия представляли из себя овраги, на дне которых протекали речушки и ручьи. Поэтому-то автотранспорт и не ходил.

У вадинцев единственной возможностью добраться до областного центра было пользование услугами малой авиации. Совершенно правильно в ранее вышедшей публикации говорилось о том, что в зависимости от количества пассажиров Вадинский аэропорт мог вызвать дополнительный самолёт.

Одним таким рейсом довелось однажды лететь и автору этих строк. Дело было к вечеру, и пассажиров – всего несколько человек. Но самолёт Ан-2 («кукурузник») всё равно прилетел. Перед взлётом нам объявили, что будут «заходы» в Наровчат и Иссу. Эти райцентры, как и наш, также являются крайними на карте области.

Мы полетели вдоль границы с соседним регионом – Мордовией. В Наровчате на борт самолёта поднялись ещё несколько человек. В Иссе тоже прибавилось некоторое количество пассажиров. Но всё равно 12 человек не набралось. Несколько сидений остались свободными. Но, тем не менее, стоимость билета не возросла. Вадинские пассажиры, как и при прямых рейсах, заплатили, как всегда, по 4 рубля (на автобусе билет стоил 2,5 рубля).

Обычно время в пути до Пензы составляло не более 1 часа. На этот рейс было затрачено около 2-х часов. Нет ничего страшного, если не считать того, что одна из вадинских пассажирок всю дорогу плохо себя чувствовала – её тошнило. Надо сказать, что к концу «путешествия» её «примеру» едва не последовали и другие… Но зато мы посмотрели через иллюминаторы на природу: поля, леса и водоёмы ещё двух районов, где никогда не бывали.

Аэродромы, на которые приземлялся «кукурузник» по пути следования были, как и в Вадинске грунтовые, покрытые травянистой растительностью.

Имелись и другие варианты авиасообщения с областным центром. При малом количестве пассажиров в Вадинск прилетал четырёхместный самолёт (кажется, чехословацкого производства). Одно место в нём занимал лётчик. В «кукурузнике» же были два пилота.

Случалось, что из-за неблагоприятных погодных условий самолёт не летал. Иногда приходилось ожидать полёта в аэровокзале Пензы до 3-х суток. Также помнится, что по причине нелётной погоды вадинская делегация не могла улететь на одно областное торжественное мероприятие, проходившее в вечернее время в драматическом театре. Погода была дождливая. Самолёт так и не прилетел. Но выход всё же был найден. Причём, выручил другой самолёт.

Дело было летом. Тогда в колхозах и совхозах района находилось одновременно по несколько единиц сельхозавиации. «Кукурузники» с ранней весны, когда на полях ещё лежал снег, вносили удобрения на озимые культуры, потом обрабатывали посевы с целью борьбы с вредителями растений и сорняками и т. д. На территории района имелось не меньше десятка взлётно-посадочных полос (малых аэродромов).

Руководство района договорилось с авиаторами о том, чтобы доставили членов делегации до московской трассы. Ближе к вечеру туч над Вадинском стало меньше, и дальше, в сторону Нижнего Ломова, стало проясняться. Вчетвером, в том числе секретарь райисполкома А. С. Немецков, на аэродроме, куда прилетел «кукурузник», мы поднялись в самолёт. Внутри, от пола до верха, располагались круглые ёмкости, в которые загружалось то, что разбрасывалось по полям. Сесть было не на что. Пришлось стоять и держаться руками за какие-то металлические конструкции. Самолёт приземлился по ходу движения в сторону Пензы, чуть дальше Н-Ломова. Там, прямо рядом с трассой, была тоже взлётно-посадочная грунтовая полоса, потому что такие же бипланы работали и в соседнем районе, да и в других районах, по всей области. Нам, членам делегации, оставалось только по траве выйти на трассу и, остановив попутный транспорт, уехать в областной центр. В итоге мы успели к началу мероприятия прибыть в драмтеатр.

Подводя некоторый итог вышесказанному, надо отметить, что самолёты Ан-2, эти лёгкие многоцелевые летательные аппараты, сыграли в жизни вадинцев важную роль. Они не только являлись пассажирским транспортом, но также работали в сельском хозяйстве. И следует особо отметить, что, несмотря на то, что «кукурузники» постоянно кружили над вадинским небом, не было ни одной аварии. Число взлётов всегда соответствовало числу посадок. Ни один самолёт не разбился.

Правда, был такой случай, когда Ан-2 с пассажирами на борту взлетел с вадинского аэродрома, и у него заглох двигатель... Но самолёт успешно был приземлён прямо на поле. Никто не пострадал. Пассажиров отправили другим самолётом, а специалисты, прилетевшие из Пензы быстро нашли причину отказа двигателя. Оказалось, что из-за окисления жиклёра нарушилась подача топлива. Операция по «оживлению» мотора потребовала немного времени.

В заключение стоит сказать, что Ан-2 также используется как спортивный, для грузоперевозок, а ещё состоит на вооружении ВВС многих стран. Самолёт, выпуск которого был начат 70 лет назад, экспортировался в 26-ти странах мира. Его производили не только в СССР, но и в Польше. А в Китае он выпускается до сих пор. Вот какой замечательный летательный аппарат разработал наш соотечественник Олег Константинович Антонов.

Виктор СМИРНОВ

 

Уважаемые вадинцы, возможно, в ваших фотоархивах сохранились снимки вадинского аэродрома, самолётов, перевозивших жителей района в областной центр, – думаем, исторические фотографии интересно увидеть нашим читателям на страницах «районки». Убедительная огромная просьба принести снимки в редакцию для сканирования и дальнейшего размещения на страницах «Вадинских вестей».


Комментарии

Денис, 08 ноября 2017, 07:34
Вот и гордимся былыми достижениями . А сегодня это из мира фантастики .
Оставить комментарий