11 декабря 2017, понедельник
Областные новости
05.12.2017
По мнению депутата, необходимо также криминализировать пропаганду и рекламу незаконного потребления и оборота наркотиков, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей

За мнения, высказанные в комментариях к материалам, редакция ответственности не несёт

Духовность

29.11.2017

С размахом отмечен в Большой Луке первый престольный праздник

К половине восьмого утра, по приглашению настоятеля церкви, иерея Константина Проскурякова люди прибыли на исповедь.

Праздничное богослужение – Литургия – началось в 9. К этому часу в храме стало ещё многолюднее.

Службу возглавил настоятель Михайло-Архангельской церкви, а сослужил ему клирик Тамбовской митрополии, протоиерей Николай Макеев.

…Буквально завораживали слух песнопения, насыщенные божественной благодатью, дающей возможность всем участникам молитвы ощутить духовную сопричастность с православным действом. Их на богослужении исполнил хор под управлением регента церкви с. Большая Лука Валентины Проскуряковой. Светозарно, величественно, легко, словно взмывая ввысь звучали голоса певчих, настраивая молящихся на возвышенную волну духовной радости.

По окончании службы все, исповедовавшиеся ранним утром, были посвящены в таинство причастия.

Настоятель храма, отец Константин обратился к прихожанам со словами поздравлений, подчеркнув важность престольного праздника, испокон веков на Руси отмечаемого с размахом, и выразил надежду, что традиции предков широко и весело отмечать его возродятся на большелукинской земле полноценно.

Батюшка пригласил всех на мирскую трапезу – отведать угощение, приготовленное к Михайлову дню.

На площади перед храмом развернулась самая настоящая полевая кухня – кашей и чаем прихожан храма Михаила Архангела угощала школьный повар Лидия Ибрагимова. Ансамбль «Горница» потчевал гостей напечёнными работниками администрации сельсовета и учителями местной школы пирожками, блинчиками, плюшками да ватрушками. А местные мастера приготовления шашлыка супруги Буровкины накормили всех гурманов жареным на углях мясом.

Любители народного творчества насладились исполнительским талантом местного ансамбля «Горница» и артистов библиотечно-культурного центра с. Вадинск.

 

***

В праздничный день на богослужении присутствовал председатель Вадинского землячества Н. П. Абарин. Уроженец большелукинской земли преподнёс в дар обновлённому храму древнюю икону Собора Архистратига Михаила, за что его искренне поблагодарил настоятель церкви.

***

Один раз в году, 21 ноября, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, все православные люди в один день празднуют День Ангела Хранителя.

 

У большелукинского храма есть «брат»

 

А знаете ли вы, почему и как строилась церковь в Большой Луке изначально? А что у неё есть «близняшка»?

По местной легенде, пензенский архиерей, когда фабрикант Казеев пригласил его приехать в Большую Луку, согласился прибыть только в том случае, если тот построит достойный архипастырского служения и крупного села (коим являлась в былые времена Большая Лука) храм. Купец дал слово и его сдержал — за 11 лет, с 1904 по 1915 годы, была построена церковь во имя Михаила Архангела.

В наше время история, можно сказать, повторилась. На великое освящение храма, возрождённого уроженцем земли большелукинской Александром Черницовым, тоже приехал правящий архиерей.

Надо сказать, по оценке людей сведущих, храм восстановлен максимально бережно, и прихожане вновь могут видеть уникальные росписи эпохи русского модерна, в стиле Нестерова и Васнецова.

Михайло-Архангельский храм похож как родной брат на Успенский кафедральный собор Пензы. Это впечатление не обманчиво: у двух церквей с разной судьбой общий автор — архитектор Александр Старжинский. Да и строились церкви в одно и то же время. Храмы, правда, – не копии один в один. Внёс ли изменения в проект сам зодчий или они произошли уже после его смерти в процессе строительства — неизвестно.

 

О традициях наших предков

Престольный праздник (храмовый праздник) – праздник деревни, в память святого или события, во имя которого назван сельский храм, а также святых или событий, которым посвящены церковные пределы.

Он считался, наряду с Пасхой, главным праздником и справлялся обычно всем приходом, т.е. группой деревень, население которых было приписано к храму, или всей волостью, административно-территориальной единицей, обычно совпадавшей с приходом. В больших приходах праздник длился одну и даже две недели, в течение которых он отмечался поочередно в каждой из деревень прихода или как говорили крестьяне, «переходил из деревни в деревню».

Престольный праздник в одной деревне длился от одного до трёх дней. Программа его первого дня начиналась с официальной религиозной части, неизменной на всем пространстве России. Она включала в себя посещение утренней службы, прослушивание торжественной литургии, участие в молебне с водосвятием и в крестном ходе. Крестный ход с выносом иконы святого, день памяти которого праздновался, шел обычно по деревне, и вокруг нее, заходя на поля. При этом священник окроплял святой водой дома, надворные постройки, источники воды, поля, домашний скот. Мирская часть праздника состояла главным образом из приёма гостей, проведения трапез и всеобщего гулянья по деревне.

Мирская часть праздника состояла из коллективной трапезы, всеобщего гулянья и гостевания. Посещение родни в праздничный день считалось делом обязательным, а уклонение от этого рассматривалось как нанесение обиды всему роду.

«Заезжими» или «стороной» назывались люди, чужие для деревни, не имевшие в ней родни, но прибывшие, по какой-то своей причине, на праздник. Среди этого люда было много торговцев, устраивавшихся со своим товаром на центральной улице или площади, странников, бродивших по деревням в поисках чудес, богомольцев, приезжавших поклониться местному святому или чудотворной иконе, нищих, собиравших на праздниках милостыню, артистов, развёртывавших свои балаганы на площадях, фокусников, кукольников, поводырей с медведями, гадалок и др.

Хозяева праздника должны были заботливо принять всех этих людей, накормить их до отвала, хорошо напоить, дать им ночлег. Принято было считать, что приезжие, «званые и незваные» оказывают своим посещением деревне честь, а многолюдие праздника расценивалось как признание всеми её гостеприимства и богатства.

Трапеза, начинавшаяся после обедни или крестного хода, заканчивавшаяся поздно вечером, продолжавшаяся и на другой день, считалась необходимым условием каждого престольного дня. По русскому обычаю, праздничная трапеза должна была быть обильной едой и напитками, а качество и разнообразие подаваемых блюд значительно превосходить обычные деревенские обеды. Каждый хозяин старался следовать традиционному правилу: «про гостя хорошее, про себя поплоше». 

Особенную радость в эти престольные дни доставляла возможность походить по ярмарке или базару, разворачивавшему свои торговые ряды, балаганы, райки на центральной площади, послушать крики зазывал, купить нужный или ненужный товар, сласти, орехи, пряники. 

Престольные праздники играли большую роль в жизни русской деревни. Они способствовали сохранению и укреплению семейно-родственных, соседских и земляческих связей, предоставляли возможность общения с множеством разных людей, позволяли, благодаря прибытию на праздник людей «со стороны», получать информацию о жизни в далёких от своего села местах, о событиях, происходивших в стране. Кроме того, престольные праздники давали психическую разрядку людям, озабоченным житейскими проблемами, занятым весь год тяжёлым физическим трудом.

 

Смотреть фотоальбом

Оставить комментарий