21 сентября 2018, пятница
Областные новости
14.09.2018
Рассматриваемый в Госдуме президентский законопроект, которым устанавливается уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, призван изменить отношение работодателей к сотрудникам старшего возраста.
10.09.2018
Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» была создана путем слияния двух олимпиад: Олимпиады школьников «Звезда – Таланты на службе обороны и безопасности» и Многопрофильной инженерной олимпиады «Будущее России»

За мнения, высказанные в комментариях к материалам, редакция ответственности не несёт

Образование

02.07.2018

Чаще всего обращаются дети

С 1 октября в нём работает квалифицированный специалист-психолог, преподаватель С. А. Лисков. Сегодня он рассказывает о специфике своей деятельности, итогах прошедшего учебного года и перспективах БППК.

— Сергей Анатольевич, каковы задачи и направления работы кабинета?

— Прежде всего, это обеспечение доступности получения социально-психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, проживающим в муниципальном образовании. Направления работы зависят от запроса обратившегося. Если говорить о планируемых мероприятиях то, это, прежде всего, профилактика асоциального и деструктивного поведения, поддержка детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

— С какими проблемами, трудностями чаще всего к Вам обращаются? И кто?

— Сложности в межличностных отношениях, в адаптации к новым условиям, внутриличностные, внутрисемейные конфликты, отношения с детьми, личностные кризисы, потеря и сильные переживания, подавленность, тревоги, страхи, состояние апатии, потребность в изменениях.

Относительно категории участников образовательного процесса могу счазать, что чаще всего обращаются дети — ученики. И, надо сказать. Они уже привыкли и знают, к кому пойти. У многих детей, особенно младших школьников, мой номер телефона записан в дневниках. Отмечу, что если на первых порах ребятишки меня стеснялись, то постепенно привыкли. Я замечаю, что некоторые даже хитрят — заходят не со сформированным вопросом, а просто поговорить. Видимо, испытывая потребность в общении.

Обращаются и с возникающими конфликтными ситуациями, с вопросами межличностных отношений, но тут чаще родители. Мам волнует и готовность ребёнка, например, к переходу с одной ступени — детского сада, на другую — школьную.приходят за советом.

 

— Есть ли темы, с которыми Вы стараетесь не работать?

— Думаю, такие темы есть у всех. В каких-то отраслях и с какими-то запросами работать нравится, какие-то менее актуальны, а с какими-то стараюсь не работать. Например, я не работаю с людьми с зависимостями (алкоголь, наркотики, лекарства). Думаю, в таких случаях очень важна медицинская составляющая и поддерживающая терапия. В любом случае универсальных специалистов нет, у всех есть слабые и сильные стороны.

 

— Какая работа наиболее часто проводится непосредственно в учебных учреждениях района?

— Это мероприятия по предупреждению девиантных форм поведения, стрессовых состояний, конфликтных ситуаций. Данный компонент относится к профилактике и составляет почти половину всех мероприятий БППК. Так мною проведено 102 занятия со школьниками (занятий с элементом тренинга — 84 и тренингов — 18), в которых приняли участие 1277 учащихся. Тем не менее, самая важная и действенная профилактика – это принятие, открытость и доверие в семье. Ребёнку важно понимать, что он нужен и важен.

 

— Остаётся ли содержание консультаций конфиденциальным?

— Всё содержание консультаций в соответствии с этическим кодексом психолога держится в секрете. Учащиеся обращаются с интересующими их вопросами – как преодолеть то или иное состояние, барьеры в общении, конфликты, личностные особенности – всё это остаётся в стенах кабинета.

 

— Существуют ли стереотипы о работе психолога в обществе?

— Безусловно, в виду низкой психологической грамотности многие не разделяют профессию психолога и психиатра. От детей можно услышать высказывание «Я не псих?» И изначально приходилось очень часто объяснять, что психолог работает с психически здоровыми людьми. Что касается взрослых, многие воспитаны в русле «решай свои проблемы сам». На самом деле многие проблемы можно решить, только их переосмыслив. Нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью. Более того, для этого нужно сделать определённое волевое усилие. Без него не придёшь к решению, что нужно что-то поменять. Для многих именно это очень страшно – что-то менять в жизни. Однако выросло уже целое поколение людей, знакомых с профессией психолога, поэтому некоторые родители приводят своих детей на консультации с самого раннего возраста.

 

— Участвует ли БППК в межведомственном взаимодействии организаций и структур района?

— На самом деле многие мероприятий проводятся в рамках межведомственного взаимодействия. Более 43 мероприятий проведено за прошедший учебный год. Это и представление интересов несовершеннолетних в суде и следственных действиях — 5 случаев, межведомственных консилиумах — 7, заседаниях КДН и ЗП — 13, совместных рейдах — 7, в рамках сопровождения семьи — 11 мероприятий. Данный компонент работы очень важен для своевременного оказания психологической помощи и призван охватывать наиболее незащищённые категории населения.

 

— Посещаете ли Вы как специалист какие-то тренинги, семинары?

— Посещаю, конечно. У нас в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на постоянной основе проводятся различные курсы, семинары, тренинги для повышения квалификации. А также в Институте регионального развития Пензенской области, если появляется возможность.

 

— Какие направления в психологии наиболее перспективны на данном этапе развития нашего общества? И почему?

— С каждым годом общество становится более конкурентным и требовательным к человеку. Из-за невозможности приспособиться и быстро адаптироваться возникает большое количество межличностных и внутриличностных конфликтов, поэтому психологию конфликта или конфликтологию можно назвать одним из самых востребованных направлений. Также в обществе наблюдается кризис семьи и семейных ценностей, в этой связи семейное консультирование остаётся одним из самых актуальных и быстро развивающихся направлений.

 

— Что бы Вы могли посоветовать для предупреждения появления серьёзных психологических проблем?

— Необходимо уделять больше внимания психологическому состоянию организма. Проблемы психологического аспекта могут препятствовать полноценному существованию человека, ухудшать здоровье и взаимоотношения. Если не помогли собственные попытки справиться с проблемой и легче не становится, значит, возможно, ситуация требует помощи, и чем раньше человек её получит, тем легче будет достичь желаемого результата. Обращайте внимание на то, что нравится, в чем вы сильны и компетентны. Если делать как можно больше того, что у вас действительно получается, вы никогда не останетесь за бортом и всегда сможете найти себе применение и своё место в жизни.

 

— Как, по-Вашему, ОГЭ и ЕГЭ могут стать причиной возникновения психологических проблем у школьников? Форма проведения экзаменов нещадяща. К тому же, детей запугивают.

— Думаю, да. К сожалению. Экзамены в любой форме — это стресс для юных, несформировавшихся организмов, и могут послужить катализатором появления негативных последствий… Но проводится профилактика стрессовых состояний. Выпускники получают консультации. Что касается девятиклассников, которые сдают ОГЭ в местной школе, после первых экзаменов я встречал их на крыльце образовательной организации. Беседовал, расспрашивал, как они себя чувствуют, удовлетворены ли своей работой, какого результата ожидают.

Бывает, усугубляет ситуацию большая загруженность детей. Они вынуждены ходить к репетиторам, на что уходит много сил и практически не остаётся времени на отдых. Завышенные требования к собственным чадам порой предъявляют родители… Но не стоит для ребёнка поднимать планку слишком высоко.

Хорошо, когда у школьников есть внеурочная деятельность, когда они посещают какие-то кружки, секции. Спорт, танцы и др. отвлекают и являются способом борьбы со стрессом. Поэтому нельзя заставлять детей только учиться.

 

— В заключение: какое дальнейшее будущее для психологии Вы видите в нашем регионе?

— Сейчас в Пензенской области делается очень много для развития психологии и роста доступности психологической помощи, появляются ставки психологов в школах, открываются новые БППК в районах, проводятся различные обучающие занятия и семинары. Количество запросов в обществе на получение такого рода услуг растёт, понемногу приходит осознание, что профессия психолога нужная. В связи с этим, думаю, что психология как наука будет и дальше развиваться, а психологи в будущем будут всё более востребованы.

 

Подготовила

Алла ЯКОВЛЕВА

 

 Зачем нужны психологи  в школах и кто они такие

 

Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с психами. Психолог и психиатр – одно и то же».
Правда: Врач-психиатр – это специалист в области лечения психических заболеваний (например, шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки). Психолог – специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей.
Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда:К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему и найти верный путь в жизни. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело.
Миф 3.«Если ты обратился к школьному психологу  – об этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога – КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу, о содержании вашей с ним беседы, а зачастую даже и о самом факте вашего обращения.

Оставить комментарий