23 июля 2018, понедельник
Областные новости
20.07.2018
Министерством экономики Пензенской области подведены итоги работы гарантийной микрокредитной компании «Поручитель» за шесть месяцев 2018 года. Организация входит региональную инфраструктуру поддержки бизнеса.
20.07.2018
20 июля в Пензе в Областной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова прошло региональное обсуждение «Пенсионный маневр: обсудим по существу вместе», организованное Пензенским региональным отделением партии.

За мнения, высказанные в комментариях к материалам, редакция ответственности не несёт

Образование

02.07.2018

Чаще всего обращаются дети

С 1 октября в нём работает квалифицированный специалист-психолог, преподаватель С. А. Лисков. Сегодня он рассказывает о специфике своей деятельности, итогах прошедшего учебного года и перспективах БППК.

— Сергей Анатольевич, каковы задачи и направления работы кабинета?

— Прежде всего, это обеспечение доступности получения социально-психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, проживающим в муниципальном образовании. Направления работы зависят от запроса обратившегося. Если говорить о планируемых мероприятиях то, это, прежде всего, профилактика асоциального и деструктивного поведения, поддержка детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

— С какими проблемами, трудностями чаще всего к Вам обращаются? И кто?

— Сложности в межличностных отношениях, в адаптации к новым условиям, внутриличностные, внутрисемейные конфликты, отношения с детьми, личностные кризисы, потеря и сильные переживания, подавленность, тревоги, страхи, состояние апатии, потребность в изменениях.

Относительно категории участников образовательного процесса могу счазать, что чаще всего обращаются дети — ученики. И, надо сказать. Они уже привыкли и знают, к кому пойти. У многих детей, особенно младших школьников, мой номер телефона записан в дневниках. Отмечу, что если на первых порах ребятишки меня стеснялись, то постепенно привыкли. Я замечаю, что некоторые даже хитрят — заходят не со сформированным вопросом, а просто поговорить. Видимо, испытывая потребность в общении.

Обращаются и с возникающими конфликтными ситуациями, с вопросами межличностных отношений, но тут чаще родители. Мам волнует и готовность ребёнка, например, к переходу с одной ступени — детского сада, на другую — школьную.приходят за советом.

 

— Есть ли темы, с которыми Вы стараетесь не работать?

— Думаю, такие темы есть у всех. В каких-то отраслях и с какими-то запросами работать нравится, какие-то менее актуальны, а с какими-то стараюсь не работать. Например, я не работаю с людьми с зависимостями (алкоголь, наркотики, лекарства). Думаю, в таких случаях очень важна медицинская составляющая и поддерживающая терапия. В любом случае универсальных специалистов нет, у всех есть слабые и сильные стороны.

 

— Какая работа наиболее часто проводится непосредственно в учебных учреждениях района?

— Это мероприятия по предупреждению девиантных форм поведения, стрессовых состояний, конфликтных ситуаций. Данный компонент относится к профилактике и составляет почти половину всех мероприятий БППК. Так мною проведено 102 занятия со школьниками (занятий с элементом тренинга — 84 и тренингов — 18), в которых приняли участие 1277 учащихся. Тем не менее, самая важная и действенная профилактика – это принятие, открытость и доверие в семье. Ребёнку важно понимать, что он нужен и важен.

 

— Остаётся ли содержание консультаций конфиденциальным?

— Всё содержание консультаций в соответствии с этическим кодексом психолога держится в секрете. Учащиеся обращаются с интересующими их вопросами – как преодолеть то или иное состояние, барьеры в общении, конфликты, личностные особенности – всё это остаётся в стенах кабинета.

 

— Существуют ли стереотипы о работе психолога в обществе?

— Безусловно, в виду низкой психологической грамотности многие не разделяют профессию психолога и психиатра. От детей можно услышать высказывание «Я не псих?» И изначально приходилось очень часто объяснять, что психолог работает с психически здоровыми людьми. Что касается взрослых, многие воспитаны в русле «решай свои проблемы сам». На самом деле многие проблемы можно решить, только их переосмыслив. Нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью. Более того, для этого нужно сделать определённое волевое усилие. Без него не придёшь к решению, что нужно что-то поменять. Для многих именно это очень страшно – что-то менять в жизни. Однако выросло уже целое поколение людей, знакомых с профессией психолога, поэтому некоторые родители приводят своих детей на консультации с самого раннего возраста.

 

— Участвует ли БППК в межведомственном взаимодействии организаций и структур района?

— На самом деле многие мероприятий проводятся в рамках межведомственного взаимодействия. Более 43 мероприятий проведено за прошедший учебный год. Это и представление интересов несовершеннолетних в суде и следственных действиях — 5 случаев, межведомственных консилиумах — 7, заседаниях КДН и ЗП — 13, совместных рейдах — 7, в рамках сопровождения семьи — 11 мероприятий. Данный компонент работы очень важен для своевременного оказания психологической помощи и призван охватывать наиболее незащищённые категории населения.

 

— Посещаете ли Вы как специалист какие-то тренинги, семинары?

— Посещаю, конечно. У нас в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на постоянной основе проводятся различные курсы, семинары, тренинги для повышения квалификации. А также в Институте регионального развития Пензенской области, если появляется возможность.

 

— Какие направления в психологии наиболее перспективны на данном этапе развития нашего общества? И почему?

— С каждым годом общество становится более конкурентным и требовательным к человеку. Из-за невозможности приспособиться и быстро адаптироваться возникает большое количество межличностных и внутриличностных конфликтов, поэтому психологию конфликта или конфликтологию можно назвать одним из самых востребованных направлений. Также в обществе наблюдается кризис семьи и семейных ценностей, в этой связи семейное консультирование остаётся одним из самых актуальных и быстро развивающихся направлений.

 

— Что бы Вы могли посоветовать для предупреждения появления серьёзных психологических проблем?

— Необходимо уделять больше внимания психологическому состоянию организма. Проблемы психологического аспекта могут препятствовать полноценному существованию человека, ухудшать здоровье и взаимоотношения. Если не помогли собственные попытки справиться с проблемой и легче не становится, значит, возможно, ситуация требует помощи, и чем раньше человек её получит, тем легче будет достичь желаемого результата. Обращайте внимание на то, что нравится, в чем вы сильны и компетентны. Если делать как можно больше того, что у вас действительно получается, вы никогда не останетесь за бортом и всегда сможете найти себе применение и своё место в жизни.

 

— Как, по-Вашему, ОГЭ и ЕГЭ могут стать причиной возникновения психологических проблем у школьников? Форма проведения экзаменов нещадяща. К тому же, детей запугивают.

— Думаю, да. К сожалению. Экзамены в любой форме — это стресс для юных, несформировавшихся организмов, и могут послужить катализатором появления негативных последствий… Но проводится профилактика стрессовых состояний. Выпускники получают консультации. Что касается девятиклассников, которые сдают ОГЭ в местной школе, после первых экзаменов я встречал их на крыльце образовательной организации. Беседовал, расспрашивал, как они себя чувствуют, удовлетворены ли своей работой, какого результата ожидают.

Бывает, усугубляет ситуацию большая загруженность детей. Они вынуждены ходить к репетиторам, на что уходит много сил и практически не остаётся времени на отдых. Завышенные требования к собственным чадам порой предъявляют родители… Но не стоит для ребёнка поднимать планку слишком высоко.

Хорошо, когда у школьников есть внеурочная деятельность, когда они посещают какие-то кружки, секции. Спорт, танцы и др. отвлекают и являются способом борьбы со стрессом. Поэтому нельзя заставлять детей только учиться.

 

— В заключение: какое дальнейшее будущее для психологии Вы видите в нашем регионе?

— Сейчас в Пензенской области делается очень много для развития психологии и роста доступности психологической помощи, появляются ставки психологов в школах, открываются новые БППК в районах, проводятся различные обучающие занятия и семинары. Количество запросов в обществе на получение такого рода услуг растёт, понемногу приходит осознание, что профессия психолога нужная. В связи с этим, думаю, что психология как наука будет и дальше развиваться, а психологи в будущем будут всё более востребованы.

 

Подготовила

Алла ЯКОВЛЕВА

 

 Зачем нужны психологи  в школах и кто они такие

 

Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с психами. Психолог и психиатр – одно и то же».
Правда: Врач-психиатр – это специалист в области лечения психических заболеваний (например, шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки). Психолог – специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей.
Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда:К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему и найти верный путь в жизни. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело.
Миф 3.«Если ты обратился к школьному психологу  – об этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога – КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу, о содержании вашей с ним беседы, а зачастую даже и о самом факте вашего обращения.

Оставить комментарий